Японизм в интерьере

Японский стиль интерьера в Европу пришёл позже многих других — ближе к концу 19 века. До этого об этом стиле не было известно почти ничего, за исключением некоторых деталей: вееров, кимоно и знаменитых японских мечей.

Японский стиль как-то стремительно покорил европейцев, и число его поклонников росло очень быстро. Причём исследователи того времени отмечают, что этому стилю отдавалось предпочтение перед китайским стилем интерьера. Чем это можно объяснить? Здесь играют роль несколько факторов: во-первых, в Японии династии менялись не так часто и не так болезненно для искусства, как в Китае, а во-вторых китайцы прятали от глаз чужаков свои реликвии и достояния, в отличие от японцев.

Нужно отметить, что в самом конце 19 — начале 20 века интерес ко всему японскому только нарастал: художники стали рисовать гравюры в японском стиле, поэты начали сочинять хоку, театр кобуки стал довольно популярен, а в домах европейцев появилась японская мебель, украшенная причудливыми японскими орнаментами. Кстати, об орнаментах: корни этих изображений, по мнению многих учёных, всё же уходят в Китай. Безусловно, изображения из этих стран отличаются, но и сходства тоже имеют место быть. И там, и там мы видим одни и те же мотивы: необыкновенным образом изогнутые растения, животные, птицы, обитатели моря и различные фантастические существа.

Мало-помалу японский стиль в Европе обрёл свои черты и стал подчиняться определённым правилам. Сегодня этот стиль интерьера обрёл огромное количество поклонников уже по всему миру. “Японизм” имеет чёткие постулаты, которым необходимо следовать: минимум декоративных излишек, максимум мебели из бамбука, шёлковые и хлопковые ткани, неяркие цвета (бежевый, молочный, кремовый, песочный) и обязательно ощущение тонкого, изысканного вкуса хозяина дома.

Характерными чертами “японского” интерьера являются всевозможные ширмы и ширмочки. Настоящие ценители делают их исключительно из рисовой бумаги. Изображение иероглифов тёмной краской на светлом фоне приветствуется, но обязательным не считается. Наличие небольших диванов, столиков разных форм также часть японского стиля интерьера.

Теперь чуть подробнее на цветах и игре света и тени в “японских” домах. Окрашивать стены в тёмные цвета повелось ещё с древних времён, и этой традиции следуют до сего времени. Зачем? Чтобы в комнате постоянно был полумрак, и хозяин дома не отвлекался от душевного созерцания обстановки дома и спокойно мог погружаться в свои мысли, попивая чай или сакэ. Полумраку способствовало наличие только одного небольшого окна под потолком, выходившего на норд-ост.

Следует отметить, что вся мебель в доме должна быть похожа на шедевры. Даже на гвоздях желательно вырезать какой-либо узор: птицу или растение. Это придаёт особый шик и мебели, и всему интерьеру в целом, и преисполняет гордостью хозяина дома.

Несмотря на то, что создать японский стиль по картинкам, фото и описаниям кажется не очень трудно, тем не менее специалисты сходятся во мнении, что это всё же будет лишь имитация, и не более того. Дело в том, что в Европе люди любуются самим интерьером и подчинены ему, а в Стране восходящего солнца наоборот: центр — человек, а окружающая его обстановка лишь помогает ему расслабиться и чувствовать себя главным элементом. Здесь уже, как вы понимаете, всё дело в самосознании и менталитете.

В настоящее время дизайнеры и проектировщики активно используют конструкции, придуманные японцами несколько веков назад. Речь идёт об элементах помещения, традиционных для японского стиля: ширмах, раздвижных перегородках, всевозможных нишах и различного вида подиумах. Между прочим, модное нынче зонирование тоже придумали в Стране восходящего солнца.

Раздвижные перегородки, которые в Японии делали из бумаги, дерева и шёлка, нынче находят применение в малогабаритных квартирах. В маленьких помещениях приходится экономить пространство, и именно поэтому перегородки были актуальны и востребованы и тогда, и сейчас.

Сами японцы называют такие перегородки фусума. Для того, чтобы они могли свободно и без усилий двигаться, для них в полу и потолке вырезали специальные желобки. Часто фусуму облагораживали традиционными японскими орнаментами, а также декорировали позолотой, которая восхитительно мерцала в полумраке японского интерьера.

Также, как и фусума, ширма изготавливалась из дерева и рисовой бумаги. Более обеспеченные граждане тогдашней Японии могли позволить себе вместо бумаги использовать шёлк или парчу. Но из чего бы ни делали ширму, её обязательно украшали либо узорами, либо простыми иероглифами. Створок у ширмы может быть от двух до десяти, и в настоящее время в музеях мира можно увидеть удивительные по красоте произведения искусства. Да-да, именно так, и не меньше, поскольку они по-настоящему красивы и декорированы как пейзажами с изображением Фудзиямы, так и иероглифами, сложенными в стихотворения.

Необходимо отметить, что размер ширмы был строго пропорционален самому помещению. То есть в большую комнату ни в коем случае нельзя поставить двухсекционную ширму, имеющую совсем небольшие размеры, и наоборот. Благодаря таким вот, казалось бы, незначительным мелочам, японцы и достигали гармонии и атмосферы умиротворённости в своих интерьерах.

Японский стиль интерьера предполагает совсем небольшое количество мебели, однако качество её просто обязано было быть на высочайшем уровне. Наверное, самым известным элементом интерьера является яма — небольшой диван, который можно было раскладывать. Постелью японцам служила татами — циновка, сделанная из травы и рисовой соломы. На татами сверху клали футон (набитый хлопком мягкий матрац) и преспокойно отходили ко сну.Подушкой же служила подставка из дерева.

Татами, кстати использовали не только в качестве постели. Они заменяли японцам современные ковры ручной работы, и были по-своему красивы и изящны. По правде говоря, наши ковровые покрытия не испортили бы японский интерьер, а возможно даже добавили бы ему новых ярких красок.

Как я уже говорил, в японском интерьере мебели было совсем немного. Её были призваны заменить подиумы и ниши. Японцы в своих домах использовали три вида ниш.

Первая — цукё-сёин была предназначена для письма и чтения и имела в своём составе окно, чтоб писать было не темно, и подоконник. Вторая — токонома напоминает эдакий алтарь и имеет вертикальную форму. В токономах располагались различные вазы со свитками или курительные принадлежности. Третья имела название тигайдана и была чем-то наподобие современных полок на стене.

Самым главным элементом японского стиля интерьера, как бы странно это не звучало, является всё же открытое пространство. А уж его-то японцы и зонировали и с помощью подиумов, и с помощью раздвижных перегородок. Татами-постель, то есть место релаксации, по традиции было в середине помещения. А по стенам были расположены зоны кухни, гостиной и “кабинет”. Место, где японцы пили чай, частенько выделялось в интерьере отдельным подиумом.

В наше время на строительство домов уходит меньше времени, чем на строительство дома из любого другого материала. В финансовом плане дерево также предпочтительнее, например, кирпича. Плюс ко всему работы ведутся исключительно из экологически чистых материалов.

Источник: zentribe.ru

(Visited 279 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *